Дата: Время:
Профессиональня теннисная лига
  • Методика обучения

ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ТЕННИСИСТОВ ВЫСОКОГО КЛАССА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ


Автор:

 


                                                                             Андреев И.В.

 


В проблеме совершенствования тактической подготовки теннисистов выделяются те ее аспекты, которые связаны с психологическими факторами игровой деятельности.

 


Мы рассматриваем тактическую подготовку теннисиста в единстве воздействий на двигательную и психическую сферу спортсмена, основанном на сопряженной взаимосвязи психических и физических состояний, моторных и когнитивных навыков, специальных психических качеств.

 


Представляется неверным сводить понятие тактики к совокупности форм, средств и способов борьбы, ограничиваясь либо практической стороной смысловой сути термина, либо наоборот, понимать под тактикой лишь теоретическую  ее сторону.

 


Целесообразно не отделять тактику действий от тактики игры в целом, т.к. первая может целиком составлять вторую, к тому же тактикой отдельной игры во многом определяется тактика теннисиста на протяжении всего турнира.

 


Современному теннисисту постоянно приходится действовать в экстремальных условиях соревновательной борьбы. Успеха в такой борьбе может достичь спортсмен, обладающий не только широким арсеналом технико-технических приемов, всесторонне физически и  психологически подготовленный, но и способный в ходе подготовительного процесса и особенно матча или серии матчей реализовать все свои возможности.

 


          Поэтому  постоянно возрастает необходимость совершенствования системы анализа соревновательной деятельности теннисистов в различные моменты матча и особенно в условиях повышенной психической напряженности  и  разработки  практических  рекомендаций  по  повышению  эффективности  их  подготовки.

 


         Получение  необходимой  информации  становится  возможным  в  результате  исследований  особенностей технико-тактических действий, психических проявлений теннисистов в условиях напряженного соревновательного матча  и  сопоставления  с  соответствующими  показателями  ведущих  теннисистов.

 


          Анализ эффективности соревновательной деятельности в зависимости от уровня психической напряженности матча осуществляется на основе специальной записи  с использованием «Карты записи и анализа соревновательной деятельности теннисиста», в которой эффективность действий фиксируется в зависимости от счета.

 


          Счет в геймах был разделен по уровням психологической напряженности следующим образом:

 


         1 уровень (низкий) - 0/0, 15/0, 0/15, 15/15, 30/0;

 


          2 уровень (средний) - 30/30, 0/30, 40/0, 40/15, 40/30, 0/40;

 


          3 уровень (высший) - «тай-брейк», «больше», «меньше»,  15/40, 30/40 

 


      В регистрационной «карте» отмечались, чем завершился розыгрыш той или иной технико-тактической комбинации: активным выигрышем (АВ) или невынужденной ошибкой (НО) в зависимости от счета, а соответственно и от уровня психологической напряженности.                                                                                        

 


     Действия теннисистов в условиях напряженной борьбы во многом связаны с их личностными особенностями. Зная личностные особенности спортсмена, можно предвидеть ту или иную его реакцию в наиболее напряженные моменты матча и, наоборот, по действиям спортсмена в ходе игры можно диагностировать личностные особенности теннисиста. Это позволяет вносить коррективы в тренировочный процесс, индивидуализировать  спортивную подготовку и повседневное общение, управлять спортсменами в процессе соревнований на объективной основе.

 


         По особенностям действий в напряженных условиях матча теннисисты могут быть «волевые» и «неволевые». К первой группе относятся теннисисты, у которых эффективность соревновательной деятельности повышается с увеличением напряженности матча. Они, как правило, эмоционально устойчивы и устойчивы в стрессе, малотревожны, активны и высокомотивированы.

 


         Ко второй группе относятся теннисисты, неспособные показать в напряженные моменты матча лучшие стороны своей игры, проявить бойцовские качества.

 


         Повысить устойчивость и понизить психическую напряженность возможно:

 


          во-первых, за счет освоения всего арсенала технических действий, повышения стабильности и эффективности технических приемов, выполненных в напряженных ситуациях,

 


          во-вторых, за счет повышения общего уровня функциональных возможностей организма и развития на их основе физических качеств,

 


           в-третьих, за счет совершенствования свойств личности, формирования мотивов деятельности и, наконец, регуляции непосредственно психического состояния.

 


          Сравним показатели особенностей динамики Кс и Кра у ведущих и юных теннисистов  в зависимости от напряженности матча.

 


          Лучшие юные теннисисты  по показателям эффективности  соревновательной  деятельности не очень уступают сильнейшим, хотя  качественные  показатели  игры  у  них  несколько  другие. Отмечаем  тот  факт,  что  для  лучших  юных  теннисистов  характерным  является  повышение  эффективности  действий  в  наиболее  напряженные  моменты  матча,  что  отличает  игру  лидеров  и  является  показателем  волевых  качеств  и  психологической устойчивости.  Причем  как  у  взрослых,  так  и  у  детей,  повышение  стабильности  действий  ведет  за  собой  снижение  ее  активности  и  наоборот.

 


         Проанализируем усредненные результаты наиболее ответственных встреч, проведенных  теннисистом Х.  Они свидетельствуют о том, что для спортсмена характерным является увеличение Кра с увеличением напряженности матчей. Теннисист часто рискует и выигрывает, может подать «эйс» в самый ответственный момент. Такие действия сопровождаются высоким эмоциональным накалом. Спортсмен сам подбадривает себя, не ищет помощи у окружающих.

 


         Однако, субъективные помехи, возникающие по ходу матча и зачастую не имеющие отношения к игре, отвлекают спортсмена. К таким помехам относятся передвижения около корта посторонних лиц, невнимательность судьи, собственный промах, реплика зрителей. Происходит потеря внимания, которая влечет за собой целую серию ошибок. Эти ошибки, в свою очередь, вызывают действия, которые можно квалифицировать как неспортивное поведение (бросание ракеток, препирания с судьей).

 


         Таким образом, значение изучения особенностей соревновательной деятельности в условиях повышенной психической напряженности позволяет глубже разглядеть и проанализировать особенности личности теннисиста, его специфические состояния, стабильность и результативную активность ударов, т.е. эффективность его технико-тактической и психологической подготовленности, динамику показателей эффективности в различные моменты игры.

 


         Сопоставление полученных результатов с данными психологического тестирования дает возможность дифференцировать тренировочную и соревновательную технико-тактическую подготовку и создает возможности для более глубокого раскрытия индивидуальности теннисиста.