Дата: Время:
Профессиональня теннисная лига
  • Методика обучения

Что значит, быть теннисным родителем - Советы от ITF

Исследования давно показали полезность занятия спортом, и теннис с этой точки зрения воплотил в себе массу привлекательного, что подтверждается постоянным притоком детей на корты по всему миру.

Однако, с течением времени выясняется, что есть большое различие между изучением основных ударов и применением их на практике, когда наступает время турнирных баталий.

Конечно, состязания в теннисе учат упорно трудиться, преодолевать усталость, справляться с эмоциональным напряжением, и т. д. Но надо не забывать, что всё вышеперечисленное может иметь и разрушительные свойства, если такие процессы не контролировать соответствующим образом.

И тут иногда оказывается, что ко многим факторам, воздействующим со стороны соревновательной среды, бывают не готовы ни дети, ни их мамы и папы. Согласитесь: не все взрослые имеют опыт участия в спортивных состязаниях определённого уровня, так же как и детский организм не оснащен заранее навыками самоконтроля.

Естественно, по-родительски вы хотите помочь вашему ребёнку освоиться в новой ситуации, так же как вы это делаете в повседневной жизни: в школе, в семье, с друзьями, потому что таков смысл  воспитания детей, и все знают, насколько трудно иногда бывает найти верное решение. Поэтому родителем быть непросто. Особенно теннисным.

Есть много вопросов на заданную тему, не меньше и ответов, но однозначных мы никогда не найдём. Вместе с тем, некоторые закономерности выявлены, и одна из них заключается в том, что  многие проблемы возникают из-за неуверенности относительно того, как лучше всего помочь своему ребенку. Отсюда – опора на собственный опыт и интуицию, а такой путь в большинстве случаев ошибочный. И сколько мы видим подтверждений, например, тому, как излишний интерес и гиперопека деструктивно влияли не только на игру, но и разрушали отношения в семье.

Действительность состоит в том, что у родителей есть очень важная роль, которую они должны регулярно репетировать, чтобы правильно играть её в теннисной команде своего ребёнка, играющего на серьёзном уровне.

Поэтому целью представленной статьи являются советы, которые, возможно, помогут вам в нелёгком деле – помощи вашим детям, мечтающим стать чемпионами.

- чаще обращайте внимание на исполнительское мастерство, а не на результаты и достижения;

- поощряйте за попытку, выполненную нелёгкую работу раньше, чем за результат:

- давайте понять, что теннис, как вид спорта, представляет собой отличную платформу для дальнейшей жизни;

- постарайтесь понять и прочувствовать эмоциональное давление и сложность спорта как такового и тенниса в особенности;

- воспитывайте уверенность в себе и независимость, ставя конкретные задачи к выполнению в определённые сроки;

- следите за тем, чтобы спорт(теннис) привносил позитивные качества в развитие личности ребёнка;

- постарайтесь осознать, что ребёнок имеет право не только заниматься теннисом, но и отказаться от этого занятия;

- дайте ребёнку понять, что вас заботит его увлечённость, и вы всегда готовы помочь, но избегайте слишком глубокого «погружения», чтобы не вызвать тем самым непроизвольное противодействие;

- готовьтесь слушать и учиться. Не думайте, что вы знаете о теннисе всё;

- в трудные для ребёнка ( в спортивном плане ) времена дружелюбие и поддержка сделают больше, чем наказание или равнодушие;

- развивайте в своих детях уверенность в себе, поощряйте твёрдость характера, даже если он проиграл. Не ругайте за поражение;

- постарайтесь твёрдо осознать, что играет в теннис ваш ребёнок, а не вы, и рядом вы должны быть только в том случае, если он хочет этого сам. Избегайте выражений типа: «Сегодня мы играем…»;

- признавая достижения ребёнка в теннисе, не «ставьте его на пьедестал». Первые успехи всего лишь повод подумать об их повторении в будущем;

- подчёркивайте, что вы любите ребёнка независимо от результата его игры, и ваше поведение по отношению к нему останется неизменным даже в случае обидного поражения;

- наблюдая за матчем, дайте почувствовать свою поддержку, но не будьте слишком экспрессивны в выражении своих эмоций ( и положительных и отрицательных). Никогда не уходите во время матча, если вам кажется, что ребёнок играет плохо;

- интересуясь теннисными успехами, спрашивайте «Как матч? Как играл?» Избегайте вопроса «Ты выиграл?»;

- избегайте физических и психологических перегрузок;

- поддерживая ребёнка в занятиях теннисом, дайте ему понять, что вам это нравится;

- не допускайте возникновения у ребёнка чувства вины и долга из-за того, что вы жертвуете своим временем и деньгами ради его увлечения;

- не подсказывайте во время игры – пусть ребёнок будет независим и самостоятелен в своих решениях на корте;

- ни в коем случае не наказывайте и не оскорбляйте ребёнка, если он проиграл матч. Не забывайте: это всего лишь теннисный матч и ничто больше;

- старайтесь быть честными и последовательными в оценках игры своего ребёнка;

- поощряйте развитие ответственности в анализе своих действий на корте. Оправдания «противнику повезло, отскок был слишком медленным» - недопустимы. Покрытие одинаково для всех;

- показывайте свою заинтересованность эпизодически. Не стоит посещать каждую тренировку и присутствовать на всех матчах;

- предоставьте тренеру определять объём тренировочной нагрузки. Не критикуйте ребёнка за отсутствие желания играть больше, помните: качество всегда лучше количества;

- не забывайте о перегрузках, которые сопутствуют спорту. Вовремя распознавайте признаки стресса и перетренировки у ребёнка: бессонница, беспокойное настроение, излишне критичное отношение к своим занятиям теннисом и т. п.;

- единственное, что вы должны ждать от занятий теннисом, это то, что он поможет вашему ребёнку реализовать себя в спорте как личность. Всё остальное – бонус. Не следует убеждать себя и ожидать, что он обязательно станет профессиональным теннисистом;

- поощряйте попытки ребёнка попробовать себя в других видах спорта. Не заставляйте его концентрироваться только на теннисе. Разнообразие в этом случае – не повредит;

- соотносите прогресс в достижениях ребёнка с его способностями и его собственными целями. Никогда не сравнивайте его успехи с успехами других детей;

- старайтесь мотивировать ребёнка аккуратно и доброжелательно. Соотношение – три положительных комментария и один отрицательный – наиболее эффективно для достижения результата в воздействии. Помните: насмешка и сарказм – бессмысленные инструменты в мотивации детей.