Дата: Время:
Профессиональня теннисная лига
  • Методика обучения

ДИНАМИКА ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД


Авторы:

 


Моролев Д.Ю.,

 


к.п.н. Пикалова А.В.,

 


к.п.н. Уляева Л.Г.

 



 


Введение. Международный и отечественный опыт показывает, что почти 90% сильнейших теннисистов мира начали свои занятия теннисом в возрасте 5–7 лет и только к 14–16 годам имели заметные успехи  на международном уровне. Юные теннисисты, проявившие себя в данный возрастной период, в дальнейшем исчезают из тенниса по ряду причин, перестают выступать в соревнованиях. Обращает на себя внимание тенденция «натаскивания» любыми средствами детей в этом возрасте на победу в турнирах и «зарабатывания»  рейтинга. Однако дальнейший рост мастерства теннисистов зависит, в первую очередь, от улучшения подготовки в так называемый «фундаментальный период».

 


Серьезной проверкой психологической подготовленности юных теннисистов является участие в соревнованиях, т.к. в них проявляются многие личностные, познавательные, эмоционально-волевые  качества спортсменов. При этом соревнования служат и средством формирования этих качеств. С другой стороны, юному теннисисту, сумевшему в ходе тренировочной и соревновательной деятельности обрести эти качества, становятся более доступными и высокие спортивные достижения.

 


Успеха в них могут  достигнуть  лишь спортсмены, обладающие качествами и свойствами личности,  которые позволят реализовать изученные технико-тактических приемы в условиях нелегкого противостояния. В связи с этим называют особенности мотивации, свойства нервной системы, уровень  притязаний,  тревожность,  общеэмоциональную устойчивость и устойчивость в стрессе.

 


Вместе с тем, результаты соревновательной деятельности в этом периоде далеко не всегда становятся подлинным фундаментом мастерства из-за форсирования подготовки, диспропорций в освоении техники и тактики,  недооценки развития двигательных и психических качеств.

 


Психическое состояние представляет собой целостную реакцию, которая определяется отношением личности к ситуации, уровнем активации и особенностями психических процессов [3]. Выделяют четыре группы факторов,  влияющих   на  возникновение  психологической напряженности [1]:

 


1) предсоревновательные, включающие  значимость  соревнования для спортсмена в целом, влияния классификации (рейтинга), степень вероятности победы, значимость данного матча для исхода соревнований;

 


2) ситуационные,  связанные  с ходом  встречи  и  динамикой счета;

 


3) факторы физического и психического утомления;

 


4) личностные,  основанные  на  особенностях  мотивации, свойствах нервной системы, тревожности спортсмена.

 



 


Каждому юному спортсмену полезно тщательно анализировать особенности возникающего у него предсоревновательного психического напряжения и причины его вызывающие. Это помогает выработать своеобразный ритуал предсоревновательного поведения, который, в свою очередь, поддерживает психическое состояние на оптимальном уровне.

 


Таким образом, исследование динамики психического состояния в предсоревновательный период является ориентиром и  предпосылкой  дальнейшего совершенствования психологической подготовки юных спортсменов.

 



 


Методы исследования. Для изучения динамики  психического состояния юных теннисистов использовали следующие методы: анализ литературных источников и обобщение практического опыта, анкетирование, наблюдение и тестирование,  в качестве конкретных методик выступили: шкала реактивной тревоги Ч. Спилбергера для экспресс-самооценки осознаваемого уровня тревоги в той или иной стрессовой ситуации; шкала  мотивационного состояния В.Ф. Сопова для изучения динамики мотивационного состояния в предсоревновательный период и как источник информации о системе отношений теннисистов к организации учебно-тренировочного процесса.

 


Взаимосвязь тревоги и мотивации позволяет предложить оригинальный метод интерпретации психического состоянии через графическое отображение зависимости тревоги от уровня мотивации, в основе которого лежит принцип зон оптимального реагирования [4]. Величина зоны оптимального реагирования может служить моделью подготовленности на различных этапах тренировочного процесса и при применении конкретных методов психодиагностики позволяет осуществлять текущий психологический контроль за переносимостью нагрузки [2].

 


Исследование проводилось в период учебно-тренировочного сбора (апрель 2010г.),  в качестве испытуемых выступили теннисисты – перспективные члены юношеской сборной России в возрасте 12-15 лет в количестве 16 спортсменов, обладающие рейтингом 1-5 в своих возрастных категориях.

 



 


Результаты и обсуждение.

 


Анализ ряда исследований по проблематике исследования показал:

 


во-первых, корректность определе­ния адекватности эмоционального реагирования как интегративного свойства личности;

 


во-вто­рых, что к физиологическим и психологическим индиви­дуальным особенностям, влияющим на осуществление деятельности в напряженных условиях, относятся: сила нервной системы, лабильность и подвиж­ность нервных процессов, уровень тревожности или бес­покойства, уровень общительности, организованность волевого самоконтроля, эмоциональная возбудимость — физиологическая реактивность;

 


в-третьих, что эмоцио­нальная напряженность обусловливается как внешними, так и внутренними обстоятельствами, определяющими способ действия, реакций, активность индивида.

 


Состояние тревоги как эмоциональная стресс-реакция может возникнуть в условиях деятельности под влиянием реальных или ожидаемых воздействий со  стороны: товарищей по команде, соперников, тренеров, конкурентов, спонсоров, группы поддержки и др. В нашем исследовании юные спортсмены находились в условиях интенсивных тренировок и продемонстрировали следующее состояние тревоги: 6 теннисистов, обладающие рейтингом  1-3 в своих возрастных категориях оценили свое состояние тревоги на оптимальном уровне (8-10 баллов),  как в начале, так и в конце учебно-тренировочного сбора, что характеризует их психическую надежность и высокий уровень мастерства. Из 10 теннисистов, обладающие более низким рейтингом  4 спортсмена в начале сборов зафиксировали низкое состояние тревоги (5-7 баллов) и к концу оно увеличилось до оптимального уровня (8-10 баллов), 6 юных теннисистов отметили высокий уровень тревоги (12-15 баллов) в начале сборов и в конце у 4 спортсменов состояние тревоги снизилось до уровня оптимального (8-10 баллов), а у 2 юных теннисистов оценка состояния тревоги осталось без изменений (12 баллов). В целом можно заключить, что у юных теннисистов состояние тревоги меняется в зависимости от уровня мастерства и умения регулировать свое психическое состояние в период ответственных стартов. Знание своих психических состояний и их влияния на результат выступления способствует выработке индивидуально-своеобразной последовательности оптимального уровня психического напряжения.

 


Результаты изучения мотивационного состояния показали, что все спортсмены в период тренировочного сбора с низко выраженного и оптимального уровня мотивационного состояния (18-22 балла) вышли на  выраженный уровень мотивации (25-27 баллов), что подтверждает эффективность методики подготовки юных спортсменов в период учебно-тренировочного сбора и их психическую готовность к соревновательной деятельности.

 



 


Библиография.

 


1. Иванова Т.С. Основы подготовки юных теннисистов //Психологическая подготовка. – М., 2000. – 58 с.

 


2. Психология физической культуры и спорта /Под ред. А.В. Родионова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 368с.

 


                                    Родионов А.В. Практическая психология физической культуры и спорта. – Махачкала: Издательство «Юпитер», 2002. -160с.

 

Сопов В.Ф. Методы организации психических состояний в спортивной деятельности: методические рекомендации. – М.: РИО РГУФК, 2005. – 32с.