Дата: Время:
Профессиональня теннисная лига
  • Методика обучения

ПРОВЕДЕНИЕ СМОТРОВ-КОНКУРСОВ ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ КАК ОДНОГО ИЗ ЭТАПОВ ОТБОРА В СБОРНУЮ КОМАНДУ СТРАНЫ


Автор:

 


к.п.н., профессор Т.С.Иванова

 



 


            Смотр-конкурс как один из этапов отбора в национальную сборную команду проводился в нашей стране около 20 лет.  За многие годы его проведения накоплен большой положительный опыт. Тысячи детей, принимая в нем участие, попадали в поле зрения специалистов и тренеров сборной команды страны. Для детей и тренеров из регионов – это часто единственная возможность пройти научное обследование, проконсультироваться у ведущих специалистов, уточнить правильность выбранного пути.

 


Наступило время не просто воссоздать это мероприятие, а и значительно усовершенствовать его систему. При  анализе его проведения будем исходить из поставленных задач, главными из которых являются:

 


- выявление детей, обладающих высоким уровнем специальных способностей, т.е. определение уровней развития свойств личности и специальных качеств, которые эти способности формируют;

 


- определение уровня технико-тактической и физической  подготовленности;

 


- анализ особенностей соревновательной деятельности;

 


- и как главный итог: формирование сборной команды страны младшего возраста и определение путей дальнейшей спортивной подготовки.

 


Как же эти задачи реализовались? Как правило, научная бригада, в разные годы (в зависимости ее руководителя) оснащенная разными методиками, добросовестно, «не покладая рук», обследует юных теннисистов, которые с большим удовольствием в этом участвуют. Личные тренеры атакуют тренеров сборных команд, пытаясь на будущее заручиться их поддержкой. Подводятся итоги, и определяется победитель …в турнире. Призы  (поездки на зарубежные соревнования) очень впечатляют. Результаты тестирования обсуждаются и передаются тренерам сборной команды. В них интересно заглянуть, но и только. «Поезд ушел»… Юные теннисисты, победившие в соревновании, отмечены, впереди новые турниры, «гонка» за рейтингом продолжается. А смотр-конкурс, поставленные задачи, не решил!

 


Главные организаторы  - тренеры сборной команды, научные работники, как правило, бывают на высоте. Работу на смотре-конкурсе, как награду и прекрасную профессиональную школу, восприняло не одно поколение студентов РГУФКСиТ. 

 


В разные годы внедрялись разные отдельные новые  предложения, например: организация встреч участников с ведущими спортсменами, в этих встречах участвовали О. Морозова и А. Метревели; включение в программу недельного сбора для победителей, для уточнения полученных результатов и более детального определения путей становления мастерства и некоторые другие.

 


Однако, необходимо сформулировать и официально утвердить новые подходы, которые помогут снять ранее возникавшие проблемы:

 


во-первых, исключив из программы официальный турнир (думается РТТ предлагает достаточное количество полноценных соревнований), однако, соревновательные матчи оставить, но проводить их по укороченной системе, освобождая тем самым время и снимая главенствующую роль рейтинга;

 


во-вторых, решив проблему финансирования, в том числе, и за счет увеличения взноса участников, учитывая, что любое обследование является дорогостоящим;

 


в-третьих, заранее рассмотрев и утвердив форму предоставления результатов;

 


в-четвертых, активно используя в качестве экспертов ведущих тренеров страны;

 


в-пятых, проведя методический семинар для тренеров и родителей, обсуждая, что проделано и зачем и, самое главное, как работать дальше;

 


в-шестых, завершая турнир, устроить праздник, когда каждый сможет почувствовать радость от проделанной работы.

 


 И, наконец, необходимо обязательно рекламировать использование полученных результатов в дальнейшем процессе формирования сборных команд.

 


Смотры-конкурсы можно проводить для юных теннисистов различных возрастов: до 8-лет, до 10-лет,  до 12 лет. При этом, оставляя главные задачи и модифицируя  в соответствии с возрастом программу.

 



 


Пример программы смотра-конкурса.

 


  Задачи

 


1) Отбор    юных    теннисистов,    перспективных    для    достижения    высоких    спортивных    результатов; 

 


2)Определение    путей,    средств    и    методов    их    индивидуальной    подготовки.

 


Организация

 


Решение    поставленных    задач    осуществлялось    в    ходе    проведения    следующих    мероприятий:

 


-  укороченный теннисный    турнир по уточненным правилам;

 


-  тестирование    уровней    развития    физических    качеств;

 


-  тестирование    особенностей    развития    свойств    личности    и    психофизиологических    качеств;

 


-  тестирование    технической    подготовленности:

 


проведение    игровых    тестов,    запись    и    анализ    соревновательной    деятельности;

 


- экспертная оценка;

 


        - проведение    курса    повышения    квалификации    для          тренеров    и    родителей    по    вопросам    детско - юношеского    тенниса;

 


- обсуждение  результатов  проведенной  работы,  индивидуальные  рекомендации  по  вопросам  подготовки  юных  теннисистов.  

 


Содержание  проводимых  мероприятий

 


              Теннисный  турнир  -  проводится    укороченный теннисный    турнир по уточненным правилам.

 


Тестирование  уровней  развития  физических  качеств  -  проводятся  следующие  тесты:

 


- бег  30 м;

 


- челночный  бег  6 раз  по  8  метров;

 


- метание  набивного  мяча  (1 кг)  аналогично  подаче; 

 


- метание  набивного  мяча  (1кг)  из  положения  сидя; 

 


- прыжок  вверх  толчком  двух  ног  с  касанием  отметки  рукой; 

 


- прыжок  вперед  с  места  толчком  двух  ног;

 


- доставание  мячей  -  выполняется  из  исходного  положения  с  ракеткой в руках, стоя в квадрате  40 на 40 см. Необходимо доставать ракеткой мячи, расположенные на одной линии справа и слева   от квадрата на расстоянии роста спортсмена плюс 20 см. При этом одной ногой нужно шагнуть в сторону мяча, другая нога не должна выходить из квадрата. Упражнение выполняется в течение минуты, подсчитывается количество касаний, сделанных за это время;

 


- «наклон»  -  выполняется из исходного положения, стоя на возвышении, на котором укреплена сантиметровая разметка. Наклонившись вперед, следует дотронуться до разметки как можно ниже. Ноги в коленях не сгибать. Регистрируется расстояние от носков до дальней точки от них касания рукой;

 


- 10-секундный  бег  с  высоким  подниманием  (90 град.)  бедра  на  месте  -  подсчитывается  количество сделанных  шагов;

 


- 5-минутный  непрерывный  бег  -  подсчитывается  пройденное  расстояние;

 


                   прыжки  в  разных  направлениях  -  выполняются из центра шестиугольника по очереди через каждую из его сторон, не меняя положения корпуса трижды - это одна серия. Таких серий -  три: одна пробная, из двух других выбирается лучшая, как зачетная.

 



 


Тестирование  особенностей  развития  свойств  личности  и  психофизиологических  качеств:

 


уровень  притязаний,

 


самооценка, 

 


мотивация,

 


готовность  к  реализации  сил  в  деятельности,

 


точность  реакции  на  движущийся  объект,

 


точность  реакции  на  время;

 


быстрота  простой  реакции  и  отдельного  движения,

 


индивидуально максимальный темп движений и способность его дифференцировать;

 


тонкость  мышечно-двигательных  ощущений,

 


точность дифференцировки мышечных усилий;

 


скорость  приема  и  переработки  информации,

 


устойчивость  внимания.

 


Обследуются  теннисисты,  вошедшие  в  восьмерку  сильнейших.

 


Желающие  пройти  полное  психологическое  обследование  с  представлением  индивидуальных  карты  результатов  и  рекомендаций  должны  обратиться  к  руководителю  научной  группы  профессору  Ивановой  Т.С.

 


Тестирование  технической  подготовленности,

 


проведение  игровых  тестов:

 


1 тест: испытуемый  играет  против  спарринг-партнера,  подающего  мячи  из  корзины  в  определенной  последовательности:

 


1 мяч - глубокий  вправо,

 


2 мяч - в район  линии  подачи  влево,

 


3 мяч - вправо  под  удар  с лета,

 


4 мяч - влево  под удар с лета,

 


5,6,7 мячи - свечи  для  ответа смешем,

 


8 мяч - обводящая свеча,      

 


9 мяч - короткий вправо под укороченный удар,

 


10 мяч - короткий влево под резаный удар.

 


Первые четыре  удара выполняются кроссами, с отскока в район задней линии, с лета - до линии подачи. Остальные в произвольном направлении. Первые три серии рассматриваются как пробные, следующие пять - как зачетные.

 


Оцениваются количество попаданий и техника выполнения элементов (экспертно). В отдельную графу заносятся индивидуальные замечания.

 


2-й тест: подача - проводится согласно «положению о проведении смотра-конкурса». 

 


Запись соревновательной деятельности осуществляется с помощью компьютера на основе усовершенствованной системы стенографической записи с учетом уровня психологической напряженности.