Дата: Время:
Профессиональня теннисная лига
  • Методика обучения

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИГРЫ В ТЕННИСЕ


Автор:

 


к.п.н., профессор Т.С.Иванова

 



 


         Современный спорт и, в частности, теннис достиг такого уровня развития, где физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших спортсменов находится примерно на одном уровне. Нередко исход спортивных соревнований в значительной степени определяется возможностями и резервами психики спортсмена, так называемыми психологическими факторами. Высокий эмоциональный подъем, желание победить, психологический настрой и т.д. - нередко приводят к победе над более сильным соперником, который недооценил противника и вступил в борьбу в состоянии меньшей психологической мобилизованности.

 


         В научно-методической литературе анализируются вопросы, затрагивающие деятельность практического психолога, работающего в области спорта и отражающие содержание психологической подготовки (Н.А.Худадов, А.А.Лалаян, А.В.Родионов, Г.Д. Горбунов, В.М.Мельников, И. М. Волков, О.В. Дашкевич, А.В. Алексеев, Ю.А.Коломейцев, С.Д. Невер-кович, А.Н.Романин, Н. Стамбулова, Е.Н.Калинин, Г.Б.Горская, Т.А.Королева, А.Я.Корх, Б.Дж. Кретти, Р. Найдиффер, Э. Хан и др.). 

 


        Представления о психологической подготовке, как и сама практическая работа в этом направлении, постоянно обогащаются и развиваются.

 


              Теннис – игра, а игра – это модель жизни, в которой проявляется весь спектр человеческих свойств личности и качеств. Наличие способностей, необходимое, но не достаточное условие достижение успеха. Способности подкрепляются всесторонней подготовкой, в ходе которой появляются навыки и умения для реализации способностей в деятельности. Тренер должен исходить из индивидуальных особенностей ученика: раскрывать его достоинства, строить на них игру, формировать индивидуальный стиль, нивелировать недостатки.

 


       Анализируя психологические аспекты игры в теннис, выделим факторы, от которых зависит возможность достижения успеха.

 


      Фактор «быстродействия» - это необходимость быстро среагировать и своевременно принять и переработать возникающую информацию, прогнозировать возможные варианты действий и принимать не просто рациональные, а оперативные решения. Естественно, это не отменяет классическое представление, связанное с быстротой выполнения движений, но расширяет его, учитывая необходимость теннисисту действовать в сложных и быстро меняющихся игровых ситуациях.

 


     Фактор «обеспечения точности действий». Своевременные действия теннисиста должны быть и точными. Мяч должен быть послан не просто на другую сторону корта, а в то место, откуда отыграть его сопернику будет очень сложно. Решить проблему точности действий помогают верная оценка пространственных и временных характеристик движущегося мяча (точность реакции на движущийся объект), тонкие кинестетические (мышечно-двигательные) ощущения, точность дифференцировки мышечных усилий, сенсомоторная координация, возможность не просто действовать в высоком темпе, но и дифференцировать его применительно к происходящему на площадке.

 


     Фактор «стабильности» определяют устойчивая психика, которая проявляется в возможности сохранить устойчивое внимание на протяжении всего матча, стабильность всех технических элементов. Как бы не складывалась ситуация на корте, главным мерилом ее эффективности будет отсутствие невынужденых ошибок.

 


       Фактор «ориентировки» составляют  те показатели, которые определяют «быстродействие»: скорость сенсомоторных реакций, приема и переработки информации, точность вероятностного прогнозирования, рациональность и быстрота оперативного мышления,  а также распределение, интенсивность, объем и переключаемость внимания, точность глубинного зрения.

 


       Фактор «личности» играет колоссальную роль. Каковы бы ни были уровни проанализированных факторов, не забываем, что теннис – это и единоборство, схватка личностей.  Целеустремленность, воля к победе, а, следовательно, оптимальная мотивация и уровень притязаний – движущая сила успеха. Но, изучая личность теннисиста, необходимо понимать, что здесь, в отличие от других факторов, не все укладывается в однозначные слова «хорошо» или «плохо». Тренер и психолог, работающие с теннисистом, должны понять сущность его личности и на основе этих данных строить процесс общения и управления учеником. 

 


        Особое значение в каждом конкретном матче, игровой ситуации приобретает фактор «состояния». Войти в оптимальное боевое состояние возможно на основе учета всех сведений об индивидуальных особенностях теннисиста, знании средств и методов управления им. 

 


         Таким образом, психологические аспекты проявления в теннисе свойств личности и специальных качеств  показывают необходимость комплексного и многогранного подхода к психологической подготовке в теннисе. Глубокое представление об их сущности, объективная комплексная психодиагностика, индивидуализация тренировочного процесса и управления в ходе соревновательной деятельности – путь эффективного становления теннисиста, направленного на достижение высоких спортивных результатов.

 


         В процессе  психологической подготовки задействованы не только психологи, но и тренеры, обладающие психолого-педагогическими знаниями и навыками. Спортсмен сегодня является не просто объектом воздействия тренера или психолога, а полноправным участником процесса подготовки.

 


         В совокупности работа психолога-тренера-спортсмена охватывает вопросы психодиагностики, выявления и коррекции индивидуальных особенностей спортсменов, связанных с проявлениями личностных особенностей, психофизиологических качеств, эмоциональных состояний, формирования наиболее оптимального стиля деятельности, психологической реабилитации, психогигиены, психопрофилактики. Решение этих проблем позволит повысить эффективность тренировочного и соревновательного процесса подготовки теннисистов различных возрастов и уровней подготовленности, значительно обогатит арсенал средств деятельности тренера, расширит кругозор спортсмена.