Дата: Время:
Профессиональня теннисная лига
  • Методика обучения

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ВО


Авторы:

 


к.п.н., профессор Иванова Т.С.,

 


Иванов Л.Ю.

 



 


Отличительной особенностью отечественного тенниса является детский    профессионализм, который  проявляется в огромных объемах проводимой    тренировочной работы и постоянном участии в большом количестве    соревнований     с     высокой    конкуренцией    в    них.     Поэтому    правильно    организованная    спортивная   подготовка, основанная на знаниях о возрастных особенностях психики юных теннисистов,    позволит    не     только    повысить   их  сегодняшний    результат,     подготовить    к    будущей     деятельности при  все   возрастающей    напряженности    психологической    борьбы,    но    и    сохранить    и    укрепить        психику ребенка,    то    есть     оставить    его здоровым     человеком.

 


 10-12 лет - это возраст первого этапа отбора в юношескую сборную    команду страны.

 


В    этом    возрасте,    как    показали    длительные     научные    исследования    (Т. Иванова,    М. Бриль    1978-1988 г.г.,   Г. Гем    1978-1984 г.г.,    Т. Иванова   1994 г.,    Т. Макаренко  1996 г.),    происходит    становление    основных    психофизиологических    характеристик,    определяющих    способности    к    теннису,    вырисовываются    особенности    личности    юных    теннисистов.    Стаж    занятий    у    многих    ребят    к    этому    времени     3-5   лет,    то    есть    мы    имеем    дело    с    достаточно    подготовленными    в     технико-тактическом    отношении    спортсменами,    обученными    всем    основным    приемам    ведения    игры.    Все   это   позволяет    оценивать    сегодняшний    уровень    подготовленности    и     давать    в    достаточной    мере    объективную    оценку    их    перспективности.   

 


Причем   важно,    не только    выявить,    используя     достижения    науки   и    практики,    перспективных    к    достижению    высоких    спортивных    результатов    мальчиков    и    девочек,    но    и    наметить    пути    дальнейшей    индивидуализации их   тренировки,    создать    наилучшие    условия    для    роста    и    требовательную             систему     контроля    за    их    подготовкой.   

 


В    связи    с    этим,    целью    нашей    работы    явилась    попытка    решения    одной    из    частных    задач,    влияющих    на    повышение    эффективности    соревновательной    деятельности    и    тренировочного    процесса    в    теннисе,    а    именно,  выявление индивидуальных и возрастных особенностей юных теннисистов 10-12    лет и разработка    практических    рекомендаций    по   их психологической    подготовке.             

 


Анализ    специальной    литературы    показал,    что    на материале    различных    видов    спорта    разработана    достаточно    действенная    система    психологической    подготовки    в    спорте.

 


В    отечественном    теннисе    длительное    время    разрабатываются    вопросы    психодиагностики    и    отдельные    стороны    психологической    подготовки.    В     изученной    литературе    на    английском    языке    содержится    интересный    и    значимый    для    практики    материал.    Однако,    до    сих    пор    не    существует    целостной    системы    психологической    подготовки    юных    теннисистов.    А    в    доступной    нам    зарубежной    литературе    этот    вопрос    вообще    не    рассматривается.

 


В    ходе    исследований    выявлены    особенности,    присущие    данной    категории    теннисистов.        

 


Для    юных    теннисистов    10-12    лет    характерны    завышенная    самооценка,    высокие    уровни    притязаний   и    мотивации.    Дети    ставят    перед    собой    исключительно    высокие    задачи    и    полностью    уверены,    что    смогут    их    достигнуть    (практически    все    метят    в    «первые    ракетки»    мира).    Как    правило,    они    не    представляют,    каким    путем    достигаются    эти    результаты,       какие    трудности    могут    встретить    на    пути    к    успеху    и    как    их    преодолевать.

 


Конечно    во    многом    это    детский    максимализм,    но    подкрепленный    уже    недетским    трудом    и    взрослыми    амбициями.    Очень    часто    незапланированное    поражение    или    просто    активное    противостояние    неизвестного    игрока    приводит    к    нервным    срывам,    истерикам,    а    иногда    и    уходу    из    тенниса.      

 


      Перед    такими    теннисистами    необходимо    ставить     реальные    поэтапные    задачи,    показывать    пути    их    достижения,    знакомить    с    возможными    трудностями    и    разрабатывать    подходы    к    их    преодолению.    Полезно    знакомить    с    биографиями    великих    игроков    и    находить    в    них    не    только    суммы    заработанных    гонораров,    но    и   причины    приведшие    к    этому.  

 


     Большинство    юных    теннисистов    эмоционально    устойчивы    и,    хотя    на    корте    часто    происходят    выбросы    отрицательной    энергии,    видимо    это    связано,    не    с    особенностями    психики,    а    с    отсутствием    навыков    профессионального    поведения    и    является    явной    недоработкой    тренеров.

 


          Тренер должен представлять    мотивы,    движущие    учеником,    и      корректировать    их    по    мере    необходимости.

 


           Отдельные    дети    еще    не    готовы    к    реализации    сил    в    деятельности,    а    находятся    в    стадии    их    накопления,    поэтому    перед    ними    еще    рано    ставить    задачи,    связанные    с    необходимостью    обязательной    победы,    а    больше    обращать    внимания    на    то,    посредством    чего    этот    результат    приближается,    то    есть    технические     и    тактические    задачи.

 


Показатели    психомоторики,    особенно    точности    реакции    на    движущийся    объект,    тонкости    кинестезии,    скорости    приема    и    переработки    информации,    у    лучших    юных    теннисистов    находятся    на    уровне    модельных    требований    к    ведущим    теннисистам.   

 


Для    теннисистов    10-12    лет    уже    характерна    возможность    играть    в    высоком    темпе,    но    они    еще    плохо    его    дифференцируют,    приспосабливают    к    изменяющимся    условиям    поединка.

 


По    показателю    устойчивости    внимания    существует    большой    разброс    данных,    что    ярко    проявляется    в    особенностях    игры    на    корте.

 


          Дети    с    яркими    проявлениями    психологических    особенностей    заметно    выделяются    среди        сверстников    своей    интересной    игрой,    но      в    этом    возрасте    еще    не    являются    лидерами.    Как    правило,    приоритет    имеют    дети    более    биологически    развитые    и    обладающие    большим    тренировочным    и    соревновательным    опытом,    тренирующиеся    в    лучших    теннисных    центрах    и    поэтому    имеющие    лучшие    условия.

 


Исследования    российских    и    зарубежных    ученых    показали,    что    при    равенстве    технико-тактической    и    физической    подготовленности,    с    14-летнего    возраста    особое    значение    приобретают    преимущества    развития    психических    качеств    и    умение    управлять    психическими    процессами.

 


Следовательно,    в    возрасте    10-12    лет    у    нас    еще    есть    время    активно    влиять    на    процесс    психической    подготовки,    причем,    учитывая    значительную    консервативность    изучаемых    качеств,    целесообразно    идти    по    пути    не    только    их    развития,    но    в    основном    индивидуализации    процесса    подготовки    и    управления    психическим    состоянием,    опираясь    на    преимущества,    компенсируя    недостатки,    определяя    наиболее    эффективный    стиль    деятельности.

 


На    основе    полученных    данных    нами    внесены    предложения    по    уточнению    системы    индивидуализации    тренировочного    процесса,    включающей    комплекс   упражнений    на    площадке,   приближающей  тренировочный   процесс   к    соревновательному,  у    тренировочной    стенки    и    вне    спортивных    тренировок,    в    обычной    повседневной    жизни.

 

Результаты    обследования   и    практические    рекомендации    представляются    в    индивидуальной    карте,    использование    которой    дает    возможность    проследить    за    динамикой    подготовленности    юного    теннисиста    и    уточнить    его    тренировочный    процесс.