Дата: Время:
Профессиональня теннисная лига
  • Методика обучения

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕННИСИСТОВ З


Автор:

 


Иванов Л.Ю.

 



 


Актуальность. Теннис в настоящее время является одним из динамично развивающихся видов спорта в нашей стране. Значительных спортивных успехов достигли отечественные теннисисты за последнее десятилетие. Имена таких спортсменов, как Е.Кафельников, М.Сафин, М.Южный, И. Андреев, А.Мыскина, Е.Дементьева, Н.Кузнецова, Д.Сафина широко известны во всем мире.  Теннисистами России завоеваны Кубки Дэвиса и Федерации, выиграны Олимпийские Игры, завоеваны золотые медали на Всемирных Универсиадах.

 


За этими именами и победами стоят выдающиеся матчи, каждый из которых окрашен яркой индивидуальностью спортсмена, проявлением не только физических и технико-тактических особенностей, но и их личности, психофизиологических особенностей, возможности собраться в нужный момент и показать  максимум, на что ты способен.

 


            Эффективность процесса подготовки и управления деятельностью теннисиста в первую очередь связана с выявлением его индивидуальных особенностей. Теннисисты, участвующие в экспериментальной работе были обследованы по широкому комплексу показателей, относящихся к психомоторной, интеллектуально-познавательной и эмоционально-волевой сферам. Полученные данные анализировались совместно с показателями записи СД и дополнялись результатами оценки психического состояния теннисиста, особенностей его поведенческих реакций в тренировке и в соревновании.

 


Практическая работа по внедрению системы психолого-педагогических рекомендаций для повышения эффективности предсоревновательной подготовки и деятельности спортсмена в ходе матча  проводится наравне с занятиями по технико-тактической и физической подготовке, которая осуществляться непосредственно на корте и   направлена на формирование игровых психологических навыков.

 


        Каждая теннисная тренировка имеет цель: как основную, так и дополнительную. Цели относятся к содержанию тренировки (техническая, тактическая, физическая или психологическая составляющая), а также учитывают уровень игрока (например, «приобретение навыков» «закрепление», «совершенствование»). Некоторые смещения в целях и содержании тренировки могут происходить при смещении всего лишь одного элемента тренировки. Понимание этого — ключ к структуре тренировки психологического потенциала.

 


       Развитие психологического потенциала на поле происходит по каждому аспекту психологического потенциала в отдельности или по каждой отдельной игровой ситуации (например, подача, прием подачи, игра у задней линии, подход и игра у сетки). Мы решили следовать последнему подходу, поскольку он наилучшим образом отражает комплексные требования игры, а также предоставляет тренерам более знакомые модели работы на корте с высококлассными игроками.

 


       При планировании тренировки психологического потенциала, таким образом, требуется, чтобы тренеры понимали психическую сложность каждой игровой ситуации, а также психологические навыки, необходимые при этом.

 


        Тренеры могут выбирать, как развивать данный потенциал: в рамках каждой игровой ситуации (подача и прием подачи, игра у задней линии, выход и игра у сетки и т.п.) или по каждому элементу психологического потенциала (мотивация, концентрация, эмоциональный контроль, уверенность в себе). Каждый навык сопровождается определенными техниками или стратегиями, которые наилучшим образом развивают данные свойства.

 


       Тренер должен четко представлять себе как каждое качество или комплекс качеств и свойств личности, над которыми он собирается работать в ходе тренировочного процесса, проявляется в деятельности теннисиста. Например: устойчивость внимания проявляется в умении сохранять концентрацию внимания на фоне утомления. Тогда подбор средств и методов будет подобран адекватно. Эффективность выполненной работы проверяется благодаря  учету динамики результатов тестирования, а также анализа показателей соревновательной деятельности, записанных с учетом счета, длительности матча и количественной и качественной составляющих структуры ударов.

 


       Представления о сильных и слабых составляющих как психологической, так и физической и технико-тактической сторон подготовленности теннисиста позволяет выявить индивидуальные особенности стиля его игровой деятельности.

 


       С одной стороны, само покрытие корта, стили игры, принятые игроками, влияют на психологические потребности в соревновании и, следовательно, на психологический потенциал, который необходимо тренировать. С другой стороны, игроки, как правило, определяют способ игры, основываясь на своих физических, технических, тактических и психологических возможностях. Большинство тренеров, игроков и спортивных психологов соглашаются, что личность играет значимую роль в определении стиля игры.

 



 


Основные стили ведения игры

 


- Активная игра на задней линии: при наличии достаточного времени (относительно других стилей игры) для удара могут проявиться неспособность сконцентрироваться или «аналитический паралич». Может потребоваться принимать больше решений (в силу того, что игроки, скорее всего, отобьют больше мячей), а также необходима психологическая выдержка. Особое значение приобретают оперативное мышление, устойчивость внимания, тонкость кинестетических ощущений.

 


- Быстрое завершение розыгрыша очка при активной подаче и игре с лёта: сокращенное время для удара может чрезмерно усилить мотивационную и эмоциональную реакцию, что повлияет на концентрацию, быстроту сенсомоторных реакций,  способность  быстро принимать и перерабатывать информацию, принимать решения, точность дифференцировок мышечных усилий.

 


- Игра с акцентом на контратакующие действия: требует и переключения внимания  и точности вероятностного прогнозирования.

 


- Универсальная игра: игрок находится в психологическом напряжении из-за комбинации вышеуказанных проблем, а также из-за необходимости оставаться сосредоточенным и мотивированным во время матча, чтобы избежать однообразия и нарушения концентрации внимания, при этом и комплекс всех необходимых качеств и свойств личности используется самый широкий.