Дата: Время:
Профессиональня теннисная лига
  • Методика обучения

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА-КАПИТАНА В ТЕННИСЕ


Автор:

 


Иванов Л.Ю.

 



 


Актуальность. Теннис - игра, по своей сути, является и спортивным единоборством. Весь матч, который может длиться, и один, и два, три часа, теннисист, как правило,  предоставлен сам себе и борется не только с противником, но и с самим собой, что иногда бывает особенно сложно. Большие проблемы, связанные с неумением и незнанием коррекции своего психического состояния во время матча, возникают еще в детстве. Ребенок, предоставленный сам себе во время соревновательной встречи, пытается поймать взглядом, услышать и понять мимику и реплики родителей, которые чаще всего присутствуют на матчах. Но родители, как правило, сами находятся в стрессе и не могут не объективно оценить ситуацию, не должным образом скорректировать действия ребенка. Ситуация усугубляется тем, что юный спортсмен видя состояние родителей, начинает испытывать еще больший стресс, находиться под двойным  давлением.

 


В большинстве, даже детских соревнований, запрещается общение взрослого наставника (тренер, родители) с игроком. На тренировках же времени хватает в основном на работу над техникой и разучивание технико-тактических комбинаций. Специальная психологическая подготовка к матчу не проводится. Очень часто  взрослый человек, заинтересованно  наблюдающий матч, становится просто болельщиком, то есть открыто выражает свои эмоции: радуется при удаче или страдает при проигрышах ударов. И то и другое не всегда позитивно отражается на спортсмене. Часто преобладающим чувством, возникающим  при взгляде на трибуну, бывает раздражение, связанное с тем, что игрок не только не чувствует поддержки, а скорее понимает, что помощи ждать не от кого.

 


С возрастом, ситуация с возможностью управления психическим состоянием во время матча:   как самоуправления, так и управления со стороны, не меняется значительно. Игрок находится в плену стереотипов поведения, которые сформировались у него в детстве. Методом проб и ошибок, а в основном за счет копирования поведения успешных прославленных  теннисистов, игроки пытаются сохранить в матче оптимальное психическое состояние. Большинству - это дается с очень большим трудом.

 


Деятельность трене­ра  формирует у теннисиста восприятие тренировочного про­цесса как четкую запрограммированную последова­тельную работу, где есть конкретные методы подготовки и технологии их реализации; где определена последо­вательность используемых упражнений, количество повторений и главное, достаточно конкретные сроки реализации поставленной задачи, промежуточные и конечные критерии эффективности..

 


Деятельность тренера-капитана в теннисе – творческая деятельность, она требует от исполнителя наличия определенных творческих способностей (воображение, продуктивное мышление, склонность к поиску нестандартных решений, направленность на самореализацию и др.), которые развиваются в процессе управлении спортсменами и командой. Не вызывает сомнений тот факт, что тренер, не имеющий творческих способностей, необходимых капитану, не возьмется за такую деятельность или будет иметь крайне негативный эффект.

 


Однако, помимо наличия специальных творческих способностей, тренер-капитан должен иметь определенные навыки, позволяющие реализовывать соответствующие функции.

 


В связи с этим особое значение приобретает умение тренера-капитана на командных матчах или личного тренера в матчах, где разрешено общение со спортсменами,  оказать квалифицированную поддержку. Чаще всего действия тренера должны быть направлены на формирование оптимального эмоционального состояния игрока через коррекцию  технических или тактических приемов, переключения внимания, создания необходимого имиджа, верной мотивации, дозирования ответственности.

 


До сих пор в теннисе отсутствуют исследования, посвященные управлению спортсменом перед и во время матча со стороны тренера-капитана, не определена его  роль как личности и не разработаны практические рекомендации, позволяющие на основании этого, повысить эффективность предсоревновательной и соревновательной деятельности теннисистов.  Причем, несомненно, решение этой проблемы поможет повысить эффективность управления спортсменами не только в теннисе, но и других видах спорта.  В решение этих проблем в ходе исследования, несомненно, заключена его научная  новизна.

 


Разработка требований к личности и квалификации наставника, рекомендациям которого доверяют и они воспринимаемы, определение содержательной стороны методов формирования оптимального психического состояния представляют практическую значимость  и могут быть рекомендованы  при подготовки теннисистов различного возраста и квалификации.

 


            Цель исследования разработка системы психолого-педагогических рекомендаций для повышения эффективности предсоревновательной подготовки и управления спортсменом в ходе матча для тренера-капитана в теннисе.

 


           Задачи исследования

 


1. Проанализировать основные аспекты психологической подготовки в спорте и, в частности, в теннисе.  

 


2 Изучить отечественный и зарубежный опыт управления психическим состоянием теннисистов.

 


3. Изучить опыт специалистов, являющихся тренерами-капитанами юношеских и взрослых сборных команд  России. 

 


4. Определить   роль тренера-капитана в процессе подготовки теннисиста.

 


4. Выявить экспериментальным путем средства и методы оптимизации предсоревновательного и соревновательного состояния в зависимости от особенностей СД и индивидуальных особенностей теннисистов и тренеров-капитанов.

 


         Для определения основных требований к деятельности тренера-капитана было проведено анкетирование тренеров, которые участвовали в управлении СД в качестве тренеров-капитанов на соревнованиях различного масштаба:  Командных юношеских Чемпионатах России, юношеских Чемпионатах Европы,  Чемпионатах Европы среди студентов, Всемирных Универсиадах, Кубках Дэвиса и Федерации. Кроме того в анкетировании приняли участие спортсмены, которым приходилось сталкиваться с деятельностью тренеров-капитанов.

 


В ходе анкетирования выяснялись представления тренеров и спортсменов о роли капитана при подготовке к матчу и вовремя матча. Определены представления о роде замечаний, даваемых капитаном в матче. Сформулированы представления о его желаемом имидже.

 


Тренеры высказались о лучшем и худшем  капитане, которого они знали или видели в работе, поделились примерами наиболее  удачных действий капитана, встреченных ими в практике и собственными положительными находками.

 


          Анализируя  полученные данные можно выделить, что как спортсмены, так и тренеры-капитаны определяют главной задачей в ходе матча коррекцию психического состояния.  Далее по степени важности ставят коррекцию тактики и придание уверенности.

 


           Большинство участвовавших в анкетировании признали лучшим капитаном, которого знали или видели в работе старшего тренера сборной команды России, тренера-капитана нашей сборной на Кубках Дэвиса и Федерации Ш.Тарпищева.  Именно его имидж «Мудрого наставника» более всего импонирует тренерам. Мнения спортсменом разделились: для одной половины опрошенных предпочтительнее видеть в капитане «Требовательного диктатора», для другой - «Мудрого наставника».

 


Лишь немногие капитаны во время матча корректируют технику. В основном используются замечания по тактике и приемы по сосредоточению внимания.

 


На вопрос: «Нужно ли подсказывать юным теннисистам?», большинство ответили положительно.

 


           Чаще всего реакцией   на возникающие проблемы становится шутка или близкий контакт (обнимание). Окрик, как реакция   на возникающие проблемы, возникает лишь в случае, когда соперника необходимо встряхнуть и вернуть к действительности.

 


Содержание предматчевой подготовки проранжировано следующим образом:

 


                 обучение методам саморегуляции

 


                 акцент на достоинствах

 


                 уточнение цели 

 


                 становление мотивов, ведущих к ней

 


                 учет опыта предшествующих матчей.

 


Таким образом, в ходе предматчевой подготовки особое внимание стоит уделять вышеперечисленным компонентам психологической подготовки.

 


Полученная информация интересна не только в научном плане, но и позволит дать рекомендации для учебного педагогического процесса подготовки тренеров в ВУЗе.