Дата: Время:
Профессиональня теннисная лига
  • Методика обучения

ПРОГРАММИРОВАНИЕ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ СПОРТИВНОЙ ШК


Автор:

 


к.п.н. Дмитров А.А.

 



 



 


          Система подготовки юных теннисистов нуждается в совершенствовании. Особенно много нерешенных проблем в области тактической подготовки юных спортсменов. Наличие необходимого комплекса эффективных тактических приемов, улучшение качества уже имеющихся должно соответствовать уровню технической подготовленности теннисистов, а также склонности к тем или иным игровым действиям, т.е. индивидуальному стилю деятельности.

 


Современный теннис способствует развитию способности к эффективному решению оперативных задач на базе комплекса качеств, который в школе ленинградского психолога Бориса Гавриловича Ананьева назвали практическим интеллектом. Практический интеллект формируется преимущественно в тот же период, когда формируются основные механизмы индивидуального стиля деятельности, а именно, в 13 – 16 лет.

 


Перспективным направлением оптимизации тактической подготовки юных теннисистов может стать методический подход, основанный на принципах программированного обучения. Это предусматривает наличие сложной системы целей, относительно самостоятельных уровней функционирования системы подготовки и системы контроля, позволяющей постоянно оценивать эффективность реализации программ.

 


Цель исследования разработка системы средств тактической подготовки юных теннисистов на основе принципов программированного обучения и метода программирования спортивной тренировки.

 


Объект исследования – совершенствование тактической деятельности юных теннисистов с учетом возрастного, гендерного факторов и индивидуального стиля деятельности.

 


Предмет исследования – программирование средств тактической подготовки юных теннисистов.

 


Научная гипотеза заключается в предположении, что тактическая подготовка юных теннисистов должна содержать в себе основные элементы программирования и заключать в себя программируемые тактические элементы, комбинации, блоки и комплексы, включенные в структуру типовых программ тренировочных занятий. Она должна основываться также на знании возрастных и гендерных особенностей развития технико-тактических навыков юных спортсменов, склонных к определенному стилю игровой деятельности. При таком подходе должны создаваться предпосылки для оптимизации тактической подготовки юных теннисистов.

 


Задачи исследования:

 


1)  исследовать содержание и основную направленность средств и методов тактической подготовки юных теннисистов;

 


2)  изучить возрастные и гендерные особенности соревновательной игровой деятельности юных теннисистов;

 


3)  исследовать возрастные и гендерные факторы развития психомоторных и когнитивных способностей юных теннисистов как предпосылки построения программ тактической подготовки;

 


4)  разработать алгоритм применения тактических элементов, комбинаций, блоков и комплексов в системе программированной тактической подготовки юных теннисистов;

 


5)  экспериментально обосновать эффективность разработанной системы

 


программированных средств тактической подготовки юных теннисистов.

 


Методы исследования:

 


-  библиографический анализ,

 


-  метод нотационной записи игровых действий теннисистов,

 


-  методика анализа профессионального мнения специалистов в области подготовки высококвалифицированных теннисистов,

 


-  компьютерная диагностика уровня развития психических качеств,

 


-  компьютерная диагностика когнитивной деятельности юных теннисистов.

 


Организация исследования:

 


Исследование было выполнено в одной из ведущих теннисных школ города Москвы – ЭШВСМ по теннису «Олимпиец» в трех возрастных группах: дети 9-10 лет, подростки  12-14 лет, юноши и девушки 15-17 лет.

 


Новизна исследования:

 


- разработан методический подход к построению системы тактической подготовки юных теннисистов на основе принципов программированного обучения; с учетом возрастного, гендерного факторов и индивидуального стиля деятельности;

 


- разработано методическое содержание программированной тактической подготовки юных теннисистов;

 


- определены основные критерии определения склонности юного теннисиста к определенному стилю игровой деятельности и к усвоению программ тактической подготовки;

 


- разработаны структурное содержание и алгоритм применения основных средств и методов программированной подготовки юных теннисистов в форме структуры тактических элементов, комбинаций, блоков и комплексов, в зависимости от возрастного и гендерного факторов и индивидуального стиля деятельности.

 


Теоретическая значимость.

 


Дано теоретическое обоснование методических подходов к построению программированной подготовки юных теннисистов с учетом возрастной специфики адаптации к нагрузкам тренировочной деятельности. Научно обоснованы принципы и методы программирования элементов тренировочного процесса в системе спортивной подготовки юных квалифицированных теннисистов.

 


Практическая значимость исследования:

 


Результаты исследования могут быть использованы в построении системы тактической подготовки представителей спортивных игр в форме:

 


-  комплексного метода оценки факторов, определяющих содержание и структуру средств программированной тактической подготовки;

 


- методического подхода к определению алгоритма применения отдельных средств тактической подготовки и их сочетаний, адекватных проявлениям возрастного, гендерного факторов и особенностям индивидуального стиля деятельности спортсменов;

 


-    применения технологии построения программ тактической подготовки, основанных на реализации принципов программированного обучения.

 


 Основные положения исследования:

 


             1)  Методический подход, основанный на принципах программированного

 


обучения и отвечающий задачам совершенствования системы тактической

 


подготовки юных теннисистов.

 


2)  Программа тактической подготовки юных теннисистов состоящая из

 


средств программирования тактических действий и средств контроля за ходом

 


реализации программы,  включающие в себя методики анализа игровой

 


соревновательной деятельности, диагностики уровня развития

 


психомоторных и когнитивных качеств, тестирующие упражнения для оценки

 


индивидуального стиля игровой деятельности и особенностей усвоения

 


отдельных программ.

 


3)  Технология программирования тактической подготовки юных теннисистов представляющая собой организованные по времени элементы первого и второго порядка, комбинации и блоки упражнений  реализующаяся с учетом возрастного, гендерного факторов развития и особенностей индивидуального стиля деятельности.

 


       4)  Комплекс программированных средств тактической подготовки юных теннисистов включает в себя такие компоненты как:

 


- целевая установка,

 


- целевые задания,

 


- средства достижения цели,

 


- средства контроля,

 


- средства коррекции.

 



 


В результате экспериментального исследования стало ясно, что необходим принципиально новый методический подход, который позволит изыскать резервы потенциала детей и юношей в рамках сложившейся системы тактической подготовки теннисиста. Таким подходом нам представляется метод алгоритмической реализации целевых заданий, основанный на принципах программированного обучения. Метод целевых заданий позволяет подбирать адекватные задачам подготовки тактические тренировочные упражнения и их блоки, в соответствии с их конкретным игровым и психологическим содержанием.

 


Результатом выполнения предварительных процедур, которые позволяют обосновать содержание отдельных элементов программирования, стало построение целевых установок и целевых заданий на реализацию алгоритма выполнения упражнений технико-тактического характера.

 


В нашем случае целевая установка – совершенствование содержания тактической подготовки юных теннисистов.

 


Здесь в содержание тактической подготовки входят не только отдельные тактические упражнения, но и технология применения всех тех средств и методов, которые делают тактическую подготовленность юного теннисиста более эффективной.

 


Тренировочный процесс должен организовываться в соответствии с определенными целевыми заданиями, которые конкретно выражаются в задаваемом уровне тактической подготовленности на определенный период времени и обусловливают необходимую для достижения такого уровня программу тренировки.

 


Метод целевых заданий основывается на следующем принципе программирования обучения: применять специальные воздействия по оптимальной программе с оптимальным управлением этого процесса. В этом случае все средства тактической подготовки включаются в определенную структурно-логическую схему (СЛС).

 


СЛС отражает генеральное направление в тактической подготовке юных теннисистов, которое заключается в формировании оптимального индивидуально приемлемого стиля игры и в овладении навыками тактического противоборства соперникам,  представителям любого стиля.